Когда за протез нужно платить самому

Когда за протез нужно платить самому

Автор: Плаксицкий Даниил
Дата: 14.03.2023
Рассмотрен порядок получения технических средств реабилитации в Российской Федерации
Когда за протез нужно платить самому https://unsplash.com/

Государственная политика Российской Федерации (РФ) в области социальной защиты направлена на обеспечение гражданам прав, свобод и возможностей, предусмотренных Конституцией.

Обязательства государства в рамках социальной защиты инвалидов описывает ряд нормативных правовых актов РФ, которые мы и проанализировали.

Федеральный закон № 181-ФЗ [1] разъясняет понятия медико-социальной экспертизы (статья 7), реабилитации и абилитации (статья 9), даёт определение понятиям индивидуальная программа реабилитации или абилитации, технические средства реабилитации, вводит понятие федерального перечня реабилитационных мероприятий, а также говорит о гарантиях инвалидам на проведение реабилитации и получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 588 [2], признание гражданина инвалидом осуществляется федеральными учреждениями МСЭ: Федеральным бюро, главными бюро, а также бюро в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

На МСЭ гражданин направляется медицинской организацией в соответствии с решением врачебной комиссии. Если гражданин находится на лечении в стационаре в связи с ампутацией конечности (конечностей) и нуждается в первичном протезировании, он направляется на МСЭ врачебной комиссией стационара в течение 3 рабочих дней после операции.

Процедура МСЭ имеет ряд целей (установление группы инвалидности, причин инвалидности, срока инвалидности и тд), среди которых есть и разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.

Индивидуальная программы реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Реабилитация - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Абилитация - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

При составлении ИПРА в бюро МСЭ учитывается информация из медико-технической экспертизы (заключения).

Медико-техническая экспертиза (МТЭ) - экспертиза технического средства, в том числе приобретенного за собственный счет, для определения потребности в ремонте или замене, в том числе досрочной замене, возможности и сроках дальнейшего пользования, а также соответствия предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам (изделиям).

МТЭ проводят специализированные предприятия. В области протезирования в нашей стране это, прежде всего, государственные протезно-ортопедические предприятия (например: ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие»), и частные протезно-ортопедические центры (например: «Моторика», «Сколиолоджик», «Салют-Орто»).

Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы и форма заключения медико-технической экспертизы определяются Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.08.2019 г. N 605н [3].

Часто при первичном оформлении инвалидности гражданин не успевает оформить МТЭ и в ИПРА  будет указан неподходящий протез. В таком случае в ИПРА нужно будет внести изменения. Это можно будет сделать, обратившись в медицинское учреждение по месту жительства, которое выдаст новое направление на МСЭ.

Порядок разработки и реализации ИПРА регулируется приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н [4]. Объем мероприятий разработанной ИПРА утвержден Приказом Министерства труда и Социального развития от 05.03.2021 № 106н [5].

Согласно порядка [4], ИПРА содержит реабилитационные мероприятия, товары, услуги и технические средства реабилитации, предоставляемые инвалиду:

  • бесплатно в соответствии с федеральным перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р[6];
  • оплачиваемые самостоятельно инвалидом (или другими лицами и организациями);
  • оплачиваемые за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала (касаемо детей-инвалидов).

Технические средства реабилитации (ТСР) – устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Правила предоставления ТСР утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 [7] и они определяют порядок обеспечения инвалидов ТСР, предусмотренными федеральным перечнем [6].

Информация из перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р предоставлена в электронном каталоге в сети интернет.

Заявление о предоставлении ТСР подается гражданином, получившим статус инвалида в уполномоченный орган исполнительной власти в данном регионе. В большинстве случаев это территориальное отделение Фонда социального страхования (ФСС) или районное управление соцзащиты или центр Социального Обслуживания (ЦСО). С 2021 года можно подавать заявление и полный пакет документов на получение ТСР через Единый портал госуслуг.

Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок. При наличии действующего гос. контракта на обеспечение ТСР, ФСС (уполномоченный орган) выдаст гражданину направление на получение/изготовление такого ТСР в отобранную, в соответствии с ФЗ № 44 [9], соответствующую организацию. Срок обеспечения гражданина ТСР серийного производства в рамках госконтракта, не должен превышать 30 календарных дней.

При отсутствии действующего государственного контракта ФСС должна создать и разместить извещение о проведении закупки соответствующего ТСР в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок в течение 30 календарных дней со дня подачи заявления (п.5 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 [7]). Если извещение размещено, торги состоялись и контракт заключен, в течение 7 дней с даты заключения контракта, ТСР должно быть выдано или выслано направление на его получение.

Ремонт ТСР осуществляется аналогично и на основании заключения МТЭ.

Финансовое обеспечение расходов государства на ТСР осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ.

В случае если указанное в ИПРА, изделие не может быть предоставлено гражданину или он приобрел его за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере затраченной суммы, но не более стоимости изделия, предоставляемого в соответствии с федеральным перечнем (распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р)[6].

Так же по выбору инвалида техническое средство или его ремонт могут быть оплачены c использованием электронного сертификата, но об этом мы возможно поговорим в другой раз.

Порядок выплаты компенсации за ТСР или его ремонт утвержден Приказом МЗ РФ от 31.01.2011 № 57н [8]. Компенсация за ТСР положена, если:

  • предусмотренные ТСР не могут быть предоставлены инвалиду,
  • инвалид приобрел ТСР или оплатил услугу за свой счет,
  • инвалид оплатил услугу по ремонту ТСР за свой счет.

Размер компенсации определяется по результатам последней закупки ФСС в данном субъекте РФ.

Информацию о последних закупках каждого из субъектов можно найти на сайте ФСС. Если в данном субъекте нужной закупки не было, сумма определяется по результатам закупки на территории федерального округа. Если и в округе этого не было, то на территории РФ.

Думаю, не стоит говорить, что ТСР должно быть приобретено после вступления в действие ИПРА.

Заявление на компенсацию подается в уполномоченный орган. Опять же, в большинстве случаев это ФСС. С заявлением нужно приложить документы, подтверждающие расходы, документы, удостоверяющие личность, ИПРА, СНИЛС.

Выплата компенсации осуществляется в месячный срок с даты принятия соответствующего решения. Решение о выплате принимается в течение 30 дней со дня принятия заявления.

С 2021 года заявление можно подавать через Единый портал государственных и муниципальных услуг. 

 

Что всё это значит для пациента?

С точки зрения пациента, нуждающегося в получении ТСР, есть 2 основных варианта:

  • получение ТСР по государственному контракту;
  • приобретение ТСР самостоятельно с последующей компенсацией.

 

Особенности первого варианта

  • Не нужно искать финансирование. Оплата происходит за счет государственного контракта. И это, конечно же, плюс.
  • Пациент не сможет выбрать организацию, которая будет делать протез. Выиграет тот, кто предложит меньшую цену. Это конечно же минус.
  • Но при подаче заявления в ФСС можно ходатайствовать о заключении контракта с тем предприятием, в котором пациент получил МТЭ.
  • Длительный срок ожидание (от 2х месяцев). Это минус.

Особенности второго варианта

  • Придется искать финансирование самому. Это минус.
  • Нужно будет либо заплатить за протез из своего кармана, либо обратиться в какой-нибудь благотворительный фонд, либо взять кредит. Однако, сейчас некоторые частные производители протезов имеют партнерские отношения с банками, которые предоставляют беспроцентные займы для оплаты стоимости протеза.
  • Услуга будет получена гораздо быстрее, чем при первом варианте.
  • Пациент получит именно тот протез, который выберет.
  • Компенсация за приобретенный протез может быть ниже его реальной стоимости.

 

Нормативка

  1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом».
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.08.2019 г. N 605н «Об утверждении Порядка осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям, а также формы заключения ...»
  4. Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».
  5. Приказ МТиСЗ РФ от 05.03.2021 № 106н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».
  6. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».
  7. Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».
  8. Приказ МЗСР РФ от 31.01.2011 № 57н «Об утверждении порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации».
  9. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
572

Комметарии:

пока нет комментариев

Мы не используем Ваши куки, но если будем, то Мы Вас об этом предупреждали Ok